В самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое сопровождение учащихся и психологическое обеспечение педагогической деятельности.
Основной принцип работы школьного психолога – индивидуальный подход к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
Основные направления деятельности школьного психолога:
1.психологическое просвещение – формирование у учащихся, их родителей, педагогов и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;
повышение психологической культуры, формирование запроса на психологические услуги.
2.психологическая профилактика – целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся разных классов и по выявлению детей группы риска (по различным основаниям), разработка и осуществление развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.
3.психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе развивающей работы, раннего выявления профессиональных склонностей и познавательных интересов, индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами учащихся.
4.консультативная деятельность – консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам развития, воспитания и обучения детей, консультирование учащихся по их запросам и проведение совместных консультация для работников образовательного учреждения. Цель психологической консультации – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
С кем не надо путать психолога
ПСИХОЛОГ Помогает
психически здоровому человеку САМОМУ разобраться в своих проблемах и в
дальнейшем самостоятельно их решать |
ПСИХИАТР Лечит
психически больного человека или человека, находящегося в критическом
состоянии |
ПСИХОЛОГ Работает с
личностью в ее естественном, свободном состоянии |
ПЕДАГОГ Учит, и
для этого организует деятельность, и создает специальные условия, по
необходимости ограничивая свободу личности |
ПСИХОЛОГ Не
принимает участия в дискриминационных мероприятиях, не порицает и не
наказывает, контролирует состояние клиента только при помощи профессиональных
методик и только при личной встрече |
МИЛИЦИОНЕР Санкционирует
и осуществляет порицание и наказание, контролирует и ограничивает действия
гражданина, нарушающего закон |
ПСИХОЛОГ Предлагает
на выбор несколько рекомендаций, соответствующих возможностям личности |
ЮРИСТ |
ПСИХОЛОГ Не допускает оценочных ситуаций |
СВЯЩЕННИК Отпускает грехи, имеет право оценивать поступки
личности с точки зрения постулатов веры |
ПСИХОЛОГ |
ЭКСТРАСЕНС |
ПСИХОЛОГ |
МАГ |
ПСИХОЛОГ |
ГОСПОДЬ БОГ |
Некоторые вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:
1. Трудности в учёбе.
2. Взаимоотношения со сверстниками.
3. Взаимоотношения с родителями.
4. Выбор жизненного пути.
5. Самопознание и саморазвитие.
Режим работы психолога: ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 8.00-15.00.